?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Невероятно, но факт - от того типа жилья, что у нас сейчас мейнстрим (микрорайонны из 15-25ти этажек) в Европе и США отказались еще в 70-е годы прошлого века. Я подозревала, что мучавшее меня чувство вины за нелюбовь к типовым спальным районам и панелькам, неоправдано. Таких любителей разнообразных домов, уютных парков с лужайками - миллионы. Даже не так - сотни миллионов, может даже миллиарды. Я тут погуглила на выходных и нашла причины своей многоэтажной нелюбви.


На фото гениальный образчик военно-советского стиля в архитектуре - жилой дом в г.Фокино (Россия, Приморский край)

В жилищном вопросе виноват крах феодолизма

Считается, что во времена преобладания рабочего крестьянства над рабочим классом, особых проблем с жильем не было. У крестьян были дома, у господ и слуг - поместья. Развитие промышленности перевернула весь жизненный уклад европейцев. Для работы на предприятиях нужны были рабочие, а рабочим нужно было где-то жить.

Города стали стремительно наполнятся людьми, появились первые многоквартирные доходные дома, в которых можно было снять квартиру или комнату. Естественно, появились первые трущобы, где жили самые низкооплачиваемые работники. Параллельно появлялись новые материалы и технологии, в том числе и в строительстве.

Когда перенаселение стало очевидным архитекторы и власти, конечно, взялись за головы. Особенно когда плотность населения стала падать от исторических центров, ставших центрами деловыми, к периферии. Вполне логично, что дома строили там, где было место. И в тот момент строили кто как мог и как хотел. Итог: проблемы с передвижением населения из спальных районов до места работы.

Урбанизация VS деурбанизация

В начале прошло века выделись два основных направления в архитектуре «урбанизация» и «деурбанизация». Основной идей первого была плотная массова застройка города многоэтажными зданиями. Второго - децентрализованные градостроительные системы.

«Дом - это машина для жилья», - считал архитектор-урбанист Ле Корбюзье. Корбюзье видел современный город состоящим из небоскребов с садами на крышах – между ними должны находиться большие зеленые пространства, использующиеся для прогулок и отдыха. Дороги для пешеходов и транспорта разнесены, около домов находятся магазины и места для занятий спортом. Вроде бы все прекрасно, но давайте взглянем на чертежи….

Генеральный план города на 3 млн. жителей Ле Корбюзье. В центре на пересечении коммуникаций - многоярусный вокзал; вокруг него - деловой центр (сити), окруженный жилыми кварталами. По одну сторону города размещаются промышленные предприятия и порт, по другую - гигантский парковый массив, связанный со спортивными сооружениями

Генеральный план 'Города высоких домов' Людвига Гильберсаймера. Отсутствие зелени, городских площадей и разнообразия в планировке и застройке превращает этот город в удручающе мертвую схему

Массовому воплощению таких идей в жизнь в начале XIX века помешала - частная собственность. Нельзя просто взять и перестроить Париж или Лондон. Поэтому в попытках разгрузить город от людей стали создавать города-спутники, пытаться перенести «город в деревню». После первой мировой войны особенно в этом преуспели в Америке.

Для стимулирования переселения жителей из городов в пригороды в 1934 году был издан закон, положивший начало деятельности Федерального жилищного управления, которое поощряло кредиторов, имевших средства, предоставлять их взаем покупателям жилья, гарантируя сохранность таких инвестиций. Еще один важны момент - дороги. Зачастую строительство развязок, магистралей и прочих «артерий» стоило дороже строительства самих домов, к которым они подводились. Но в США было принято принципиальное решение - транспортная система должна быть хорошо развита, иначе проблемы с перемещением людей не исчезнут.

А как же знаменитые американские небоскребы? Собственно, появились они в исторических центрах городов по причине того, что земля была дорогой, чем выше дом, тем меньше себестоимость. Жажду наживы маскировали под классическими фасадами, статуями, готическим стилем и прочей красотой. Но в итоге, в городах появились улицы, которые освещались даже днем. Ибо в городе небоскребов стало не хватать солнца. Что негативно сказывалось на здоровье людей.

Как панельные многоэтажки были признаны гетто

Война привела к серьезным разрушениям в городах Европы. В послевоенное время требовалось строить быстро и много. Вот тут то и возродились идеи урбанистов. В 1950-е и 1960-е именно многоэтажными «панельками» застраивались города, пострадавшие от войны. Но уже к началу 1970-х в Европе стали отказываться от микрорайонов, а чуть позднее и сносить их. Почему?

Недостатки оказались очевидны. Большие дома давят, огромные пустые пространства трудно освоить психологически — они остаются чужими. Но они нужны, дабы в квартирах был солнечный свет. Большие общественные дворы можно очеловечить, но это затратно. На практике они оказываются просто огромными и неблагоустроенными пустырями. (У нас эта проблема решается так - закатать все в асфальт).

Многоэтажная застройка как правило - монотонная, что неблагоприятно для психического здоровья человека. Микрорайон, зажатый между двумя крупными магистралями, оказался в транспортном смысле менее эффективным, чем квартальная структура с системой маленьких улочек. Разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы резко увеличивало транспортные перемещения горожан. Наконец, в микрорайоне не возникало комьюнити: люди были отчуждены друг от друга. Все вместе это способствовало росту криминала на таких территориях. Во Франции связь преступности и негуманной жилой среды панельных микрорайонов является сегодня в рассуждениях урбанистов общим местом.

Опыт с возведением быстрого жилья был поставлен и в Америке. В Сент-Луисе в середине 1950-х был возведен район Прюит-Игоу, состоящий из 33 11-этажных домов. В то время это был самый крупный жилищный социальный проект в США. Район со всеми прелестями цивилизации, включая водопровод и электричество, получил кучу архитектурных премий и был заселен. Но уже через 10 лет он превратился в криминальное гетто.

На первом этапе оттуда начали массово съезжать белые семьи. На втором — обширные общественные пространства стали местом проявления вандализма. Коммунальщики не справлялись с поддержанием в порядке дворов и подъездов. Полиция перестала приезжать на вызовы.  Все кончилось развалом коммунальной системы и отселением жильцов. В 1972–1974 годах район снесли — здания взорвали.

«Город-сад» вместо «города-машины»

Концепция «города-сада» была создана еще до появления урбанистических идей. Город в городе, со своей инфраструктурой, жилыми домами малойэтажности органично вписанными в ландшафт местности. Конечно, это я сильно упростила, идея, как впрочем все концепции, была достаточно утопичной. Но в переосмысленном варианте она оказалось вполне жизнеспособной.

Считается, что кварталы из 5-9 этажных зданий, расположенных таким образом, что дворовые территории  - внутренние, а общая территория содержит парки, спортивные площадки, магазины, кафе, школы, детские сады и прочие необходимые для комфортной жизни здания и заведения. Такая застройка способствует формированию сообщества соседей, а значит снижению уровня преступности. Плюс, грамотно спроектированные дома разной этажности, различающиеся и по внешнему виду фасадов и по цвету, учет особенностей ландшафта - все это благоприятно влияет на эмоциональное состояние людей.

Кстати, в Нью Йорке переезд в пригород - новый тренд. Молодые семьи с детьми уезжают из «бесцветного урбана» туда, где невысокие дома (таунхаусы), есть участки земли для выращивание цветов и овощей, и раз в месяц проводятся ярмарки с фермерами, встречи соседей и общие праздники. И да, на машине до Нью Йорка всего 15 минут.

В это время в России…

В это время в нашей стране махровым цветом цветет многоэтажное строительство. По работе, мне приходится часто бывать в таких микрорайонах. Знаете, в будни днем там жутковато. Редкие пешеходы, пустые холлы торговых центров, пустой и безлюдный Макдональдс. Зато вечером и утром - муравейник. Настоящий муравейник, если наблюдать с 15 этажа бизнес-центра. Машины медленно подползают к домам, маршрутки изрыгают сотни людей, дома загораются миллионами оконных глаз. «Дома - машины», а у машин, как известно, нет души. На сайтах большинства строительных компаний предлагают выбрать квартиру на одном из этажей 15-18-25-этажного параллелепипеда в окружении еще нескольких таких же строений. Есть исключения, собственно, о таких проектах я тоже уже писала. Гатчина, Янино и Колпино могут в ближайшем будущем обрести вполне европейский вид. И философия, заложенная петербургской компанией-застройщиком в этих проектах вполне европейская - "ЖИВИ". Потому что люди - не машины. Люди живут, а не работают изо дня в день, скрипя механизмами.

261003_Lenstroytrest_Kolpino_w59


Comments

( 13 comments — Leave a comment )
kamnevn
Oct. 27th, 2014 02:21 pm (UTC)
Отлично!!!
snowballl
Oct. 27th, 2014 04:05 pm (UTC)
Спасибо! =)
zigzagzug
Oct. 27th, 2014 02:33 pm (UTC)
Дом в пригороде - это круто. И американцы не боятся ради него брать ипотеку на каких-то 20-30 лет. Ведь пожизненное рабство у банка - это не так страшно как осуждение дурзей и знакомых.
snowballl
Oct. 27th, 2014 04:05 pm (UTC)
так у них и ипотека не под 15% с первоначальным взносом 15-20%. Потому и не боятся. В Канаде первоначальный взнос - 5% и ставка 3%. При том, что зарплаты соизмеримы или выше, а стоимость домов и квартир ниже. При таком раскладе у нас бы тоже не боялись. Но видимо, не пришло еще то время, увы...
zigzagzug
Oct. 27th, 2014 04:14 pm (UTC)
Ну так с этого надо начинать. Есть богатая страна, живущая без потрясений лет 50-70. И есть страна попроще, живущая без потрясений 10 лет. Понятно, где риски будут выше.
snowballl
Oct. 27th, 2014 04:28 pm (UTC)
Да, согласна полностью. Только как-то не хочется ждать 40 лет)))
zigzagzug
Oct. 27th, 2014 04:35 pm (UTC)
Тогда нужно переходить из среднего класса в категорию богатых людей.
snowballl
Oct. 27th, 2014 04:39 pm (UTC)
=) а это идея!)
immaniac
Oct. 27th, 2014 07:04 pm (UTC)
Хорошо, но мало. Такое впечатление, что статья оборвалась на полуслове
shatilin
Oct. 27th, 2014 08:11 pm (UTC)
Зато есть рекламная ссылочка, ради которой все и затевалось.
snowballl
Oct. 28th, 2014 08:03 am (UTC)
Ну я сознательно старалась самую суть рассказать. Потому что, кто будет читать простыни? Хотя современная жилая архитектура на Западе крайне интересно развивалась и у нас сейчас забавные вещи происходят. Т.е. там за 10 лет поняли, что микрарайоны даже с 11 этажками не то пальто, а у нас их более 50 лет строят
olegmyname
Oct. 28th, 2014 03:07 pm (UTC)
У меня тоже такое чувство что сильно зажали)
immaniac
Oct. 28th, 2014 05:56 pm (UTC)
У нас инфраструктура была "заточена" под типовое строительство: ЖСК клепали сборные конструкции из которых потом собирали многоквартирные дома. Дешево и сердито. А сейчас пытаются максимизировать прибыль с землеотвода возводя многоэтажки - стоимость решения по согласованию плюс подключение к коммуникациям делают нерентабельной малоэтажку в черте города.
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

бла-бла-бла
snowballl
белый и пушистый...

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel